Формула привет!за подсказку.Буду искать,пока время,есть.
Добавлено спустя 13 минут:
Часто приходится оказываться перед выбором, покупая тот или иной товар, и, к сожалению, не всегда продавец приходит на помощь. Лучше всего, если вы четко знаете, что вам нужно, тогда и выбор будет правильным. Что же чаще всего спрашивают покупатели и какие есть рекомендации по подбору и обработке клюшек, поможет разобраться данный обзор.
ВОПРОС: Как подобрать клюшку ребёнку?
Ответ: В первую очередь нужно подобрать клюшку по длине, а также определить загиб крюка, необходимый вашему ребенку.
– Никогда не покупайте для детей взрослые клюшки, так как характеристики жесткости, толщины ручки, а также формы крюка взрослой клюшки не предназначены для детей, что не только отрицательно сказывается на игре ребенка, но и может явиться причиной травм!
– Если ребенок первый раз берет в руки клюшку, купите ему клюшку без загиба (прямую), это поможет вам и вашему ребенку определить, какой хват удобнее – левый или правый.
– Для маленьких детей (до 10 лет) лучше всего подходят деревянные или комбинированные (деревянная ручка, пластиковый крюк) клюшки, ребенок быстрее «почувствует» клюшку в руках.
– Перед покупкой внимательно исследуйте клюшку на наличие заноз, плохой покраски ручки или отслоения сетки и ламината. Наличие одного из этих признаков говорит о том, что перед вами брак либо продукция низкосортного производителя, что не гарантирует долговечность использования клюшки, а также отсутствие травм!
ВОПРОС: Как подобрать длину клюшки?
Ответ: Как правило, длина клюшки должна быть на уровне носа (не ниже подбородка и не выше бровей). Также возможно укоротить клюшку до необходимой длины (отпилить с помощью пилы), но не более чем на ј общей длины клюшки, в противном случае значительно возрастет жесткость ручки. Длина клюшки подбирается в обычной обуви (без коньков).
ВОПРОС: Как и чем обрабатывают клюшки?
Ответ: Основные этапы обработки заключаются в следующем:
– клюшка отпиливается до необходимой длины, кромки среза обрабатываются напильником;
– крюк клюшки обматывается изолентой по всей длине в один слой;
– рукоятка клюшки (верхний хват) обматывается изолентой в несколько слоев до необходимой толщины, в зависимости от хвата игрока. Рекомендуется использовать следующий способ обмотки ручки: сначала делаете обмотку в один слой длиной примерно 15 см от верха. Не отрывая ленты, разматываете ее примерно на 50 см и делаете косичку (скручиваете). Эту косичку накладываете снизу вверх витками на первый слой с интервалом примерно в 2 см. В самом верху делаете утолщение из остатков косички. Не отрывая ленты, делаете последнюю обмотку в один слой сверху вниз, которая зафиксирует косичку. Теперь клюшка будет хорошо лежать в руке и не выскользнет во время игры.
Для обмотки клюшки используется матерчатая изолента (не скользкая). Возможно использовать как специализированную ленту, которая продается в хоккейных магазинах, так и обычную изоленту, которая продается в обычных хозяйственных магазинах, однако долговечность последней будет значительно ниже.
ВОПРОС: Чем отличаются загибы клюшек?
Ответ: Помимо того, что клюшки делаются с левым или правым загибом крюка в зависимости от того, каким хватом играет спортсмен, крюки различаются по номеру загиба. Каждый номер загиба подразумевает, что у крюка имеется несколько основных параметров:
– величина загиба крюка (кривой), т.е. большой или маленький загиб;
– наличие изгиба (пропеллера), т.е. открытый или закрытый крюк;
– угол крюка, т.е. пологость крюка по отношению к ручке;
– форма крюка, т.е. длина и ширина крюка, а также закругления по периметру.
Как правило, номера загибов крюков у всех производителей стандартизированы, хотя некоторые компании используют в качестве маркировки загиба крюка фамилии известных хоккеистов.
ВОПРОС: На что влияет загиб крюка?
Ответ: Безусловно, загиб крюка влияет на все моменты игры, такие как обработка шайбы, передача, бросок. Пожалуй, по весомости влияния на технику игры хоккеиста загиб клюшки можно сопоставить только с коньками, которые оказывают огромное влияние на технику катания спортсмена. Поэтому при выборе клюшки необходимо очень внимательно подойти к этому вопросу. Например, клюшкой с большим загибом и особенно пропеллером проще делать кистевые броски верхом, однако клюшкой с таким загибом сложнее контролировать точность передач и бросков низом. Детям до 10–12 лет вообще не рекомендуется предлагать клюшки с таким загибом, так как он (загиб) будет мешать постановке правильной техники бросков и передач юных спортсменов.
ВОПРОС: Как выбрать загиб в зависимости от амплуа (нападающий, защитник)?
Ответ: Для нападающего больше подойдет клюшка с небольшим по форме крюком и загибом больше среднего для осуществления дриблинга и резких кистевых бросков верхом. Для защитника, который чаще осуществляет передачи, броски низом и использует клюшку в обороне (прерывании передач соперников) лучше подойдет крюк размером больше среднего и с небольшим загибом.
Однако все перечисленное выше не аксиома, и во многом выбор крюка зависит от многих анатомических факторов хоккеиста, влияющих на его технику, поэтому лучший совет – пробовать разные загибы крюков, чтобы подобрать наиболее подходящий.
ВОПРОС: Какие бывают клюшки?
Ответ: Классические клюшки – деревянные, в последнее время большим спросом пользуются комбинированные клюшки или, как еще их называют, гибридные, в конструкции которых есть не только дерево, но также пластик и углеволокно. Новейшие клюшки – композитные (composite – от англ. «объединенный»), что подразумевает цельную (литую) конструкцию клюшки с постоянно стабильными характеристиками, высокой прочностью и очень низким весом. Композитные клюшки изготавливаются из самых современных материалов и с помощью самых передовых технологий, которые используются в авиакосмической и автомобильной промышленности, что является причиной очень высокой цены этой категории клюшек.
Добавлено спустя 4 минуты 55 секунд:
БОРИС КРУГЛОВ УБЕЖДЕН: ЧРЕЗМЕРНЫЕ НАГРУЗКИ ЛИШАЮТ ЮНЫХ ИГРОКОВ СПОРТИВНОГО БУДУЩЕГО
В СДЮШОР «Динамо» в отличие от остальных спортшкол, есть штатный врач. И это, несомненно, большой плюс динамовской школы. Без малого четверть века здоровье юных хоккеистов здесь оберегает Борис Круглов. Авторитет у него в школе непререкаемый. Борис Васильевич досконально знает весь детско-юношеский хоккей, а не только медицинский его аспект. Это не громкие слова, ведь он долгие годы, кроме всего прочего, выходит вместе с ребятами на лед. Примечательно, что многие известные игроки, вышедшие из стен динамовской школы, запомнили Круглова прежде всего как тренера. Вот что, например, сказал российская звезда НХЛ Алексей Жамнов в одном из интервью корреспонденту нашего еженедельника: «… Мне с тренерами повезло. Круглов, Васильев, Киселев… Все отличные специалисты». Заслуженный врач России дал «ВХ» эксклюзивное интервью.
– Борис Васильевич, какие пути-дороги привели вас в СДЮШОР «Динамо»?
– У меня, как говорится, с младых ногтей душа лежала к спорту. В свое время довольно серьезно занимался легкой атлетикой. Бегал на средние дистанции. Был перворазрядником. Попал в сборную команду спортобщества «Буревестник». Однако в конце третьего курса мединститута порвал связки на голеностопе и с активным спортом завязал. Как пришел в хоккей? На дворовом катке занимался с детишками. Двое наших мальчишек, 1962 года рождения, пошли на просмотр в динамовскую спортшколу. И там они пришлись ко двору. Но однажды эти ребята приехали ко мне и сказали: «Борис Васильевич, мы без вас не хотим там заниматься». И тогда я с ними вместе отправился в «Динамо». Там меня приняли нормально. Я стал выходить на лед вместе с командой 62-го года. Из нее, кстати, вырос такой замечательный игрок, как Анатолий Семенов. А еще я вплотную занимался с командами 1966, 1970, 1974, 1977, 1984, 1986 годов рождения. Сейчас под моим особенно пристальным вниманием находятся ребята 90-го года. На льду я в основном занимался с вратарями. Например, через меня прошли Ильдар Мухометов, он сейчас защищает ворота нижнекамского «Нефтехимика», Олег Глебов, который до недавнего времени был голкипером столичного «Спартака».
По образованию я педиатр. С 1972 по 1983 годы трудился в динамовской школе тренером-общественником и одновременно работал ассистентом кафедры госпитальной педиатрии Второго Московского медицинского института. Ну а потом целиком сосредоточился на работе в СДЮШОР «Динамо». Спортивная школа привлекла меня еще и потому, что я чрезвычайно заинтересовался проблемой выживаемости детей в спорте. Мое пристальное внимание привлекла такая ситуация. В те времена в отечественном юношеском и молодежном хоккее доминировали ЦСКА и «Спартак». Много матчей тогда смотрел. Нельзя было не заметить, что в армейских и спартаковских командах играло множество ярких ребят. Однако когда я стал прослеживать, какая же часть этих юных дарований затем вышла на приличный уровень во взрослом хоккее, заиграла в командах мастеров, то выяснилось, что этот процент весьма невелик. И он был не выше, чем в «Динамо» и «Крыльях Советов». Почему? В конце концов мне стало ясно: многолетний цикл подготовки юных хоккеистов построен абсолютно неправильно. Оттого и сгорали или выдыхались ребята на подходе к взрослому хоккею.
Работая в динамовской школе, я пытался внести свой посильный вклад в решение данной проблемы.
– С медицинской точки зрения, какие болевые точки существуют сейчас в российском детско-юношеском хоккее?
– Среди тренеров бытует мнение, что детей до 10–11 лет загонять нельзя. Да, это так, но при одном условии – если ребенок не находится под контролем. Когда он весь день бегает на улице, то сам себя не загоняет. Тренер же может его загонять элементарно. Причем у ребенка страдают не сердце, легкие или печень, а в первую очередь отключается внимание. И тогда тренировка попросту становится бесполезной. Критерий загнанности у детей до 12 лет – плохая обучаемость, неправильное выполнение упражнений. На детских врачей у нас учат, а на детских тренеров, к великому сожалению, – нет. Пишутся научные труды по физиологии ребенка и не более того. Конкретно же о специфике тренировок детского организма с наставниками никто не ведет разговор.
– Чем же чревата подобная неосведомленность детских наставников?
– Может быть, это покажется парадоксальным, но скажу так. Она наносит минимальный вред здоровью ребят и максимальный ущерб тренировочному процессу. Неграмотно построенная тренировка и дозировка нагрузок не позволяют ребенку на начальном этапе овладеть техническими приемами из-за утомления.
Я много раз ездил в Северную Америку вместе с нашими юными хоккеистами. У меня была возможность изучить ситуацию в заокеанском детско-юношеском хоккее. Так вот скажу вам: в Канаде, США у детей, как правило, четыре ледовых дня – два тренировочных и два игровых. У нас же пять тренировочных, один игровой и один выходной. А что получается в итоге? У наших детей только катание лучше. Зато у их североамериканских сверстников лучше пас, прием, бросок. То есть, работая в полтора раза больше, мы не даем детям тех технических навыков, которые заокеанские и европейские наставники дают за гораздо меньшее количество тренировок. Дети устают, а ведь ребенок должен все переварить и отдохнуть. Законы восприятия информации не мной придуманы. Информация, как и пища, должна перевариться.
У нас нет ни в инструкциях, ни в головах тренеров методики развития физических, функциональных и технических качеств юных хоккеистов. А у иностранных коллег есть, хотя за рубежом среди детских наставников мало специалистов с высшим физкультурным образованием. Зато там те, кто тренирует детей, последовательно заканчивают несколько серьезных курсов и тренируют не как им вздумается, наобум, а по учебно-тренировочному плану. И к тому же несут строгую ответственность за здоровье юных спортсменов. Поэтому детей там так не гоняют. А у нас это чуть ли не повсеместное явление. Лет пятнадцать назад в Тольятти полутора десяткам (!) 14-летних хоккеистов пришлось делать операции из-за того, что тренер перегружал их на занятиях. На Западе такого горе-наставника разорили бы и лишили лицензии. У них до 15 лет подростки-хоккеисты на тренировках со штангой не занимаются, а у нас в этом возрасте уже вовсю ворочают «железо».
– Борис Васильевич, почему получается, что наши детские и юношеские команды всех обыгрывают, а потом иностранные соперники зачастую обгоняют их в мастерстве?
– Всему свое время, а наши детские тренеры сплошь и рядом об этом забывают. Приведу такой пример. В 13–14 лет у подростков происходит прирост мышечной массы. И многие наставники в этот период добавляют нагрузку. А ведь этого ни в коем случае нельзя делать. Если увеличишь нагрузку, потеряется тонкий технический навык. Мышцы-то сами нарастут на этом этапе развития организма.
Еще одна ошибка тренеров в том, что они заставляют работать ребят с малыми весами на быстроту. При этом у детей «высушиваются» мышцы, а потом мальчишек ожидают проблемы с весом. Их в дальнейшем некоторые решают за счет того, что колются или глотают что-то. Не могу приветствовать этот путь. Играть в хоккей с ростом 190 сантиметров и весом 70 килограммов нельзя. А ведь вес можно набрать до 12 лет, если грамотно тренировать детей. А к нам порой приходят из других школ «дохлые» дети. И вес им набрать уже практически невозможно. Да, силовая выносливость у этих ребят вырабатывается, но из них вырастают сухие жилистые мужики, которым потом вес не добавишь без специальных мероприятий, о них я уже упоминал.
Мне, конечно, интересней смотреть ребятишек в более раннем возрасте, чтобы я знал, кто ко мне пришел, чтобы успеть исправить то или иное отклонение от нормы. Стараюсь делать так, чтобы к 10 годам ребята были готовы к тем нагрузкам, которые им дадут в дальнейшем тренеры. А потом эти нагрузки, которые дети получают с 10 до 13 лет, стараюсь внимательно контролировать и даю юным динамовцам дополнительные задания по аэробной подготовке вне зависимости от тренера. В школе к этому давно привыкли. Скажем, если я прошу парнишку побегать 15 минут, то это воспринимается нормально и им, и его наставником. Задаю ребятам и гимнастические упражнения для коррекции фигуры. Моя задача – допустить здоровых детей к занятиям хоккеем, подготовить их к юношескому спорту, причем с запасом прочности – чтобы они даже при непрофессиональной тренировочной работе не получили осложнений на здоровье.
– Что бы вы посоветовали молодым детским наставникам?
– Всегда стремлюсь помочь тренеру научиться чувствовать команду. Тогда я за ребят спокоен. Опасен тот хоккейный педагог, который не чувствует физического состояния своих подопечных. Поэтому главный совет такой: научитесь чувствовать нагрузку, которую даете детям. Тогда ребят не загоняете. Я против того, чтобы 7-8-летние мальчишки играли на все поле. Лучше в таком возрасте играть поперек площадки. На коротком отрезке ребенок сделает больше движений, в том числе и технических. Бегая же по всему полю, мальчишка устает, у него притупляется и даже теряется внимание. А у детей на тренировках самое главное – это внимание. Детский тренер не должен долго объяснять, как и подгонять своих маленьких подопечных громовым голосом. А то ведь во многих спортшколах даже шестилетние дети катаются под словесным кнутом: «Быстрее! Еще быстрее!» Да, ребятишкам следует тренироваться с максимальной двигательной активностью. Но, говоря об этом, я подразумеваю не быстроту, а максимальное количество движений.
Я и сейчас много работаю на хоккейном поле. Непосредственно на льду помогаю тренерам. И с полным основанием могу сказать: скупой платит дважды. В младшем детском возрасте необходимо отдавать безусловный приоритет технической оснащенности ребенка. Наложить на нее функциональные и физические качества в определенные возрастные периоды – не проблема. К сожалению, многие наставники юных хоккеистов гонятся за сиюминутными результатами. При этом технику они отводят на второй план, а упор делают на «функционалку» и «физику». Впрочем, другого пути к сиюминутным результатам и нет. Вообще, работа с детьми – это работа на будущее. Если же тренер во что бы то ни стало стремится добиться от них скорого эффекта, то он лишает своих подопечных серьезного спортивного будущего.
Чего в свое время не выучил Ванюша, того никогда не выучит Иван. Да, техническим приемам можно обучить и 13–14-летнего подростка. Однако они не будут отработаны до автоматизма и неминуемо выпадут из его арсенала в критической ситуации на ледовой площадке. Грош цена такой технической оснащенности. А если мальчика научили что-то делать в раннем возрасте, то он это всегда выполнит, что называется, на автомате в любой момент самого сложного матча.
Разумеется, над выносливостью тоже необходимо работать. Без нее хоккеист просто немыслим. Вопрос в том, как это делать. В нашей СДЮШОР не без моего участия все команды перешли на большой объем аэробной подготовки. Это в основном кроссы. Но тут есть одна тонкость. Насколько я знаю, многие нынешние тренеры заставляют бегать детей на время. Это неправильно. Дети должны бегать на удовольствие, получать от кроссов положительные эмоции. Только тогда от бега получим должную пользу.
Добавлено спустя 6 минут 11 секунд:
Звездность родителей!!!
Ни в одной клинике мира вам не поставят этот диагноз. Ни в одном медицинском справочнике вы не найдёте даже упоминания об этой болезни. Ни в одной аптеке вы не купите спасительного лекарства от неё. Но это всё не означает, что вы не поражены этим страшным недугом, последствия которого зачастую бывают крайне печальными. Опасность этой болезни заключается в том, что лишь окружающие вас люди могут заметить её проявление. Сами же больные больными себя не ощущают. И это самое ужасное.
Впрочем, не надо впадать в панику. Журнал "Наш хоккей" провел тщательное исследование данной проблемы, результаты которого мы и предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что вы серьезно отнесетесь к этой публикации и сделаете после её прочтения соответствующие выводы. Если к вам нижеследующий материал не имеет никакого отношения, помогите хотя бы тем, кто, на ваш взгляд, страдает этой самой болезнью. Все-таки "соринку в глазу соседа" увидеть гораздо проще.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Отец семейства читает спортивную газету. В ней он обнаруживает материал про футболиста Иванова, которыйподписал контракт с каким-то клубом на три миллиона долларов. Рядом с отцом сидит его сын и усердно учиту роки: решает задачи по алгебре, пишет сочинение и т.д. Папаша смотрит на отпрыска, затем снова перечитывает текст. Потом подходит к своему сыну, дает ему увесистый подзатыльник и говорит: "Занимаешься всякой фигней, пошел бы лучше мячик погонял".
ПРИЧИНЫ
Необъективность.
Когда у счастливых родителей появляется долгожданное чадо, совершенно естественно, что "дышат" они к нему неровно. "Ты на свете всех милее, всех румяней и белее" - с детства напевают мамы и папы своим кровиночкам. В один прекрасный момент они приводят ребенка в спортивную секцию и неожиданно сталкиваются с тем, что к их малышу там относятся несколько по-другому, не замечая очевидных достоинств, которые видны родителям. "Родители, - считает директор ДЮСШ "Созвездие" Ян Каменецкий, - практически никогда не бывают объективными по отношению к собственным детям. Когда у меня родился сын, я был уверен, что ну уж из него-то сумею сделать настоящего хоккейного мастера. И начал с ним работать в этом направлении. Но когда сыну исполнилось семь лет, я понял, что он - не игровик. Игровиком я называю тех, у кого развито именно игровое мышление. Понимаете, можно человека подготовить физически, технически, но все остальное дается от Бога. Я понял, что сын в хоккее не сможет добиться серьезных результатов, зато в других видах спорта он сумел достичь многого".
Материальный вопрос.
"Еще одной причиной возникновения звездной болезни у родителей, - считает профессор кафедры психологии РГУФК Владимир Сопов, - является изменение нашего менталитета в отношении к спорту. И изменился он под влиянием материального фактора. Когда публикуются чудовищные цифры гонораров спортсменов, многим родителям просто "сносит крышу". Они воспринимают своего ребенка, как средство к безбедному существованию в будущем. И такие родители сделают все возможное, чтобы добиться своей цели".
Конкуренция.
"Предположим, - говорит Ян Каменецкий, - мальчик имеет определенные способности. Тренер из другой школы, узнав телефон его родителей, звонит им, обещает золотые горы и предлагает мальчика забрать к себе. У родителей тут же появляется звездная болезнь. Как же, нашего ребенка уже в "Динамо" приглашают, а здесь его во второй пятерке держат". Так же, на мельницу звездной болезни родителей льют воду и агенты, всячески восхваляя таланты их отпрыска и предлагая подписать с ним взаимовыгодный контракт.
СИМПТОМЫ
Неуважение к тренерской работе.
Родители, страдающие звездной болезнью, не могут находиться в стороне от тренировочного процесса. Они считают, что никто лучше них не разбирается в хоккее. Поэтому, чуть чтоне так, папы и мамы хватают ребенка и ведут в другую школу, затем еще в одну. Везде им кажется, что тренер плохой и не может ничему научить их сына. "У нашегознаменитого тренера вратарей Виталия Ерфилова, - рассказывает старший тренер ДЮСШ "Созвездие" Дмитрий Давыдов, - есть любимая загадка. Чем шахматы отличаются от хоккея? Тем, что в шахматах никто не знает правил, но все играют, а в хоккее все правила знают, но никто не играет". "Когда я приехал из Магнитогорска в Москву, - вспоминает Сергей Девятков, заместитель директора ДЮСШ "Созвездие", - честно говоря, был очень удивлен тому, что здесь происходит с родителями юных хоккеистов. На периферии тренер спокойно занимается с командой, и никто в тренировочный процесс не лезет и ничего ему не советует. В Москве же я увидел, как родители во время игры стояли возле лавочки с хоккеистами и сами меняли состав, говоря, ктои когда должен выходить. Для меня это было просто дико. А однажды мне даже пришлось во время тренировки подъехать к одному родителю и предложить ему поработать вместо меня. Я ему предложил форму, коньки, но, оказалось, он даже не умел кататься. Зато советовал, как настоящий профессионал".
"Кухонная" терапия.
"Вообще, - говорит Дмитрий Давыдов, - у нас есть такое понятие, как "кухонная терапия". Что это такое? Это когда на кухне вечером после тренировки собираются все члены семьи и при ребенке начинают обсуждать действия тренера. При этом получается, что тренер плохой, партнеры плохие, один их мальчик молодец. "Накрутив" так себя и ребенка за вечер, родители на следующий день приходят к тренеру и требуют должного отношения к их чаду".
Комплекс "первой пятерки".
У многих родителей сложился стереотип, что если их ребенок не играет в первой пятерке, на его будущем можно ставить крест. Никто не обратит на любимое чадо внимание. Поэтому всеми правдами и неправдами они стремятся заставить тренера сделать "правильный выбор". Если нужного результата не достигается, родители просто забирают ребенка в другую школу, выдергивая его из уже сложившегося коллектива.
Завышенная оценка ребенка.
"По роду своих занятий, - рассказывает Владимир Сопов, - мне довольно-таки часто приходится работать с юными спортсменами. Недавно, скажем, я работал с "суперфутбольной звездой" девяти лет отроду. Его родители считают, что это уникальнейший футболист, а не играет лишь потому, что у него какая-то там мелочь, и я как психолог должен ее немедленно устранить. И тогда он заиграет, минимум, как Марадона. При этом родители совершенно не хотят слушать замечание специалиста, что у ребенка со здоровьем что-то не в порядке. Полная закрытость и непонимание проблемы с их стороны. Или еще пример. Буквально несколько дней назад я беседовал с одиннадцатилетним созданием, которое уверено, что когда ему исполнится 16 лет, оно будет играть гораздо лучше, чем играл Марио Лемье. Все это происходит в присутстви и мамы и папы, которые также абсолютно уверены в словах сына. И в тот момент, когда ребенок с рассказом осебе немного замешкался, они тут же за него изложили дальше всю его историю. Чего здесь больше, реального понимания способностей ребенка или, скажем, налета патологического честолюбия, которое у родителей в этот момент наблюдается? Как психолог, я провожу такой эксперимент. Просто пытаюсь не согласиться с родителями и посмотреть, какая будет реакция. Родители категорически отвергают мое несогласие, а ребенок может иногда сделать очень интересный ход. Мама с папой выходят, а он мне говорит: "Дядя, ну ты объясни им, что не нужен мне этот хоккей или футбол, я хочу заниматься тем-то и тем-то". То есть ребенок вступил уже в некую конфронтацию с амбициями родителей. Ясно, что там ничего хорошего не выйдет".
ПОСЛЕДСТВИЯ
К сожалению, звездная болезнь родителей негативно отражается на здоровье ребенка. Иногда дело доходит до невроза. Иногда - до болезненного разлада в семье. Чрезмерная опека собственных детей приводит лишь к ухудшению психологического состояния ребенка, что мешает ему добиться хороших результатов в спорте. "На тренировке, - рассказывает Сергей Девятков, - родители, стоя на балконе, кричат ребенку, что ему нужно делать. В результате он смотрит не на то, что показывает ему тренер, а постоянно оглядывается на своего папу или маму: правильно ли он делает упражнение или нет. Ребенок боится сделать что-то не так, потому что его отец стоит над ним чуть ли не с кувалдой. Я сам видел, как какой-то папаша бил сына после тренировки. Видимо, он поставил себе цель, чтобы сын играл только в НХЛ. Естественно, у него нервы начинают шалить, если его ребенок делает что-то плохо. Такой папа пытается угрозами, окриками заставить сына что-то сделать. Но что конкретно нужно делать, он сам толком не знает. В результате дети становятся зажатыми. Они не могут раскрепоститься в игре. У них нет никакого куража, и дальше они не растут. Вместо того чтобы получать удовольствие от игpы мальчишка получает от родителей по голове за неправильные действия. В конце концов, родители добьются того, что рано или поздно ребенок их пошлет куда подальше. У меня были в практике примеры, когда родители приходили к тренеру и чуть ли не на коленях умоляли как-то воздействовать на их сына, потому что он их больше не слушает. К сожалению, родители не понимают, что сами виноваты в сложившейся ситуации".
"В результате того, - замечает Ян Каменецкий, - что родители не доверяют тренерам, они выдергивают мальчишку из коллектива и ведут в другие школы. Но они совершенно не думают о том, как все это может отразиться на психике ребенка. Ведь еще неизвестно, как он приживется в новом коллективе. А в старом месте у него сложился свой ребячий коллектив, какие-тообщие интересы. Но родителей все это мало волнует".
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ
Терпение.
"Родители, - считает Ян Каменецкий,- должны иметь терпение. Прежде чем забирать ребенка из школы, где их ребенок не попадает, скажем, в первую пятерку, нужно понимать, что дети развиваются все по-разному. Бывает быстрое развитие, а бывает - запоздалое. У меня в свое время занимался Саша Харитонов, который сегодня выступает за московское "Динамо". Он был талантливым мальчишкой, но поначалу уступал своим сверстникам. Тем не менее, со временем он вышел на хороший уровень и добился неплохих результатов в хоккее. И таких примеров много".
Статистика.
"Мы не откроем секрета, - говорит Ян Каменецкий, - что даже при очень хорошей работе тренера, из каждого возраста обычно выходят один два хоккеиста с большим будущим. Хотя, конечно, бывают исключения, которые, наверное, лишь подтверждают правило. Например, тренер московского "Динамо" Сергей Валентинович Кремлев занимался в школе сдетьми 1970 года рождения. Из этой группы пять человек затем попали в команду мастеров. Это Алексей Жамнов, Игорь Королев, Александр Карповцев, Роман Ильин и Равиль Якубов". "Не так давно, - рассказывает Владимир Сопов, - всемирная теннисная ассоциация опубликовала любопытные цифры. Оказывается, в США порядка 25-26 тысяч теннисистов по уровню мастерства находятся где-то на подступах к уровню сестер Уильямс и Андре Агасси. Но играть так, как эти звезды тенниса, смогут из них лишь один или два человека".
Объединение усилий.
"Чтобы пролечить звездную болезнь родителей, - считает Дмитрий Давыдов, - надо всем тренерам детских школ сплотиться и держаться одной линии. Из какой-то школы, допустим, родители уводят мальчика. Приходят в другую и говорят: возьмите нас. А там не должны сразу брать. Сначала надо спросить, откуда вы, почему ушли и так далее. Затем пусть тренер не поленится, снимет трубку и позвонит в ту школу, откуда ушел этот мальчик. Выяснив причину, он поймет, что с таким ребенком, а точнее с его родителями, он получит только лишние проблемы. Таким образом, родители прекратят дергать своих детей, зная, что в другом месте их просто не возьмут".
Повышение престижа тренерской профессии.
"К сожалению, - говорит Ян Каменецкий, - у нас не хватает квалифицированных тренеров. И это наша беда. Естественно, что на ту зарплату, которая выплачивается детскому тренеру, мало кого заманишь. Если сейчас самый скромный контракт хоккеиста порядка 50 тысяч долларов, придет ли он после окончания карьеры работать за 100 долларов? Вот и получается, что идут работать тренерами совершенно случайные люди. Мы недополучаем хорошие тренерские кадры. И, если в ближайшее время эта проблема не будет решена, нам придется все время лишь покупать игроков".
Ограничение родителей.
Можно в приказном порядке запретить родителям присутствовать на тренировках. Таким образом, они, во-первых, не будут отвлекать своих детей от занятий, а, во-вторых, не смогут влиять на тренировочный процесс.